АРТЕЛЬ «НАПРАСНЫЙ ТРУД»?
Челобитная российскому министру внутренних дел
Уважаемый Владимир Александрович!
Кланяться Вам заставляет не прихоть какая, а самая что ни на есть беда: тысячи российских автовладельцев — не преступники, не лиходеи, а самые обыкновенные и законопослушные автовладельцы — волею Вашего министерского приказа оказались у разбитого корыта.
Их автомобили, порой еще совсем новенькие, выдворены с дорог. Им уготована участь обрасти паутиной в сарае или расстаться с жизнью на свалке.
Пока таких машин десятки тысяч. А будут сотни, миллионы…
Солнечной осенью минувшего года вступил в силу такой же солнечный приказ МВД №605: он стал лучиком в темном царстве регистрации транспортных средств, ибо превратил извечно мучительный процесс продажи и покупки машин в приятную забаву.
Ложку дегтя в эту бочку меда добавили в российской ГИБДД: то ли инспекция криво прочитала Ваш приказ, то ли учинила саботаж намеренно, но, воспользовавшись приказом, гигантскую часть автовладельцев она, по сути, оставила без машин.
Среди пострадавших в первую очередь оказались те, кому следователи вернули похищенный бандитами автомобиль, кому пришлось менять на своей машине старый кузов на новый и у кого на машине ржавчина съела в маркировке хотя бы одну цифирь…
Первым инспекция милостиво дозволила ездить на своих найденных машинах до полного изнеможения металла и списания его в утиль. А вот возможности такую машину продать, подарить или завещать фактически лишила, ибо ГАИ лишила возможности нового собственника внести свое имя в документы на автомобиль!
Вы, наверное, можете представить себе радость потерпевшего, которому следователи вернули украденную бандитами машину. Так вообразите и масштаб несчастья, постигшего автовладельца, который обречен ездить на такой машине (увы, на другую денег нет…) всю оставшуюся жизнь.
А вот вторых инспекция лишила права даже пользоваться (!) своей собственной, приобретенной на законном основании машиной!
Среди невинно пострадавших оказались, в первую очередь, пенсионеры, отдавшие патриотический долг российскому автопрому: замена ржавого кузова на «Ладах» и «Жигулях» на новый кузов делает невозможным дальнейшую эксплуатацию таких машин! Нет, не потому, что на автосервисах разучились квалифицированно «перекидывать» кузова. Отнюдь… Просто в ГАИ научились ловко отказывать в регистрации таких машин. Благо дело – министерский приказ позволяет.
Вам, полагаю, не доводилось видеть человека, который годится нам в отцы, растерянно стоящего перед окошком №6 и тщетно умоляющего сытого майора внести в документы на машину учетные данные на новый кузов.
И, слава Богу! Дикое зрелище…
Впрочем, более дикое – возвращение от безысходности старого, убитого временем кузова на прежнее место…
Третьим из многочисленной армии пострадавших не повезло и вовсе. Коррозия маркировочных обозначений – это приговор. Приговор окончательный, не подлежащий обжалованию в ГАИ. При обнаружении ржавчины на буквах или цифрах с такими машинами регистрационные действия уже не производятся. Причем, едва ли не автоматически.
И машина тотчас же становится изгоем. На дороге ей места нет…
За такое качество маркировок надрать бы одно место нашему «социалистическому» автопрому! Так, куда там… Наотмашь бьют автовладельца…
Со дня на день в приказе увидят нежелательные для них последствия и страховые компании. Известно ведь, что выплаченные клиенту деньги за похищенный у него автомобиль, — это потерянные для страховщика деньги. Одна надежда – автомобиль найдут и вернут страховой компании, ибо после выплат клиенту стоимости машины право на нее переходит к страховщику. Подкрасят, подмажу, продадут – получат хоть какую-то компенсацию… А теперь на кой такая машина страховщику нужна? Кто ж ее у него купит, если с перебитыми номерами ей место навечно – только в гараже?
К бабке не ходить – грядет повышение стоимости страхования транспортных средств.
Нет, подписанный Вами приказ не столь грешен, как грешна его трактовка в исполнении верхушки российской ГИБДД: не пущать, не давать, отказать.
Едва он появился на свет, едва за голову от полного непонимания происходящего схватились начальники районных регистрационных отделений, российская ГАИ поспешила разъяснить всему миру отдельные положения приказа. Причем, разъяснить на свой лад.
И, хотя созданный ею второпях документ, навязывающий нижестоящим подразделениям собственный вариант прочтения Приказа, не имеет практически никакого правового статуса, именно на основании этого шедевра полицейско-бюрократического творчества сегодня в городах и весях тиражируются письменные отказы в регистрации машин.
В некоторых регистрационных отделениях их начальники избегают приема граждан – им нечего гражданам сказать…
Как тут не задаться вопросом: а кому же тогда это выгодно?
Официальную версию — борьба с неправомерным завладением машин — рассматривать не будем. Она не отвечает на вопрос «как именно запрет регистрации легальных автомобилей препятствует угонам?».
А вот неофициальные версии (очень хотелось бы ошибиться) вполне могут быть похожими на правду. Ну, например: намеренно загнать ситуацию в тупик, а потом предложить решение. На коммерческой основе, разумеется. Или запретить оборот вообще всех автомобилей с изменённой маркировкой – и криминальных, и легальных, чтобы у полиции меньше болела голова.
Как бы там ни было, российский автовладелец, плохо осведомленный об истинных причинах и целях этого авантюрного «спецмероприятия», причины и цели не ищет. Он ищет выход. И находит: выход законный, выход криминальный, и выход позвоночный.
Законный – судебный. Он прост и понятен – судебная власть все чаще встает на сторону автовладельца, вынося решение обязать ГАИ внести в документы на машину новые учетные данные. И это – естественно! Конституционное право пользоваться, владеть и распоряжаться законно нажитым имуществом, кроме как в российской ГИБДД нигде и никто больше не отменял.
Криминальный. Продав честным людям за ненадобностью двери, руль и капот, толкнуть бандитам документы на ставшую бесполезной машину. Они-то уж смогут (кто бы сомневался) по этим документам легализовать любой автомобиль…
Выход позвоночный – не то, чтобы законный, и не то, что бы криминальный. Он просто исконно российский — по звонку сверху.
Вот и выходит: что-то неладно в нашем королевстве, если одни государевы служащие – следователи и опера – подчас роют землю, чтобы найти похищенный автомобиль, а другие – из придорожного полицейского ведомства, взирая на первых, бросают им вслед обидное: «Артель «Напрасный труд»…
Руку приложил Виктор ТРАВИН,
Заместитель председателя Общественного совета
при ГУ МВД РФ по г. Москве.