Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко направил председателю Верховного Суда (ВС) РФ Вячеславу Лебедеву обращение, в котором выражается беспокойство по поводу многолетней дискриминационной практики, сложившейся в судебной системе, когда запрет родственных связей в судебном процессе по конкретному делу распространяется на запрет адвокатской профессии для членов семей судей по родственному признаку.
Поддержав инициативы Вячеслава Лебедева, направленные на укрепление судебной системы и развитие законодательства, в частности, предложение главы ВС РФ о необходимости отмены или изменения ч. 4 ст. 9 Кодекса судейской этики, которая «имеет схоластический характер и при определенных обстоятельствах может негативно сказаться на карьере судьи», президент ФПА РФ отметил необходимость шире рассмотреть данную проблему.
В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007–2011 гг., утвержденной Правительством РФ, в разделе 6 содержалось указание на необходимость для устранения заинтересованности судьи в исходе дела «установить запрет на участие адвоката – супруга судьи, близких родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда».
Аналогичная норма есть и в разделе 8 указанной Концепции. И хотя законом подобный запрет не предусмотрен, практика до настоящего времени нарушает «права судей и членов их семей, ограничивая конституционное право многих граждан на выбор профессии адвоката».
Со ссылкой на многочисленные факты таких нарушений в обращении приводится статистика, свидетельствующая о том, что в настоящее время либо адвокатам, у которых имеются родственники-судьи, приходится прекращать свой статус, либо кандидатов на должности судей не представляют к назначению, так как их родственники имеют статус адвоката.
С 2008 г. работать адвокатами запрещено к тому же судьям, которые уже вышли в отставку. Из-за чего только в Свердловской области более 30 адвокатов прекратили свой статус. Аналогичные факты имеют место и в других регионах России, говорится в обращении.
Российская адвокатура считает названные ограничения судей и членов их семей «несоразмерными целям обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и борьбы с коррупцией, более того, унизительными, поскольку предполагают наличие презумпции их виновности в совершении проступков, не совместимых со статусом».
Подчеркивая, что адвокатура видит развитие и совершенствование судебной системы основной и приоритетной целью, Юрий Пилипенко отмечает, что «хорошее дело невозможно делать неверными средствами» и просит Вячеслава Лебедева поддержать позицию ФПА РФ относительно данной проблемы.
обозреватель «АГ»
Be the first to comment on "ЗАПРЕТ НА ПРОФЕССИЮ ДЛЯ СУДЕЙ"