Государственная Дума РФ одобрила 16 февраля 2018 года, в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
С докладом к депутатам нижней палаты Парламента, представляя проект в рамках слушаний, обратился судья Верховного Суда РФ, секретарь Пленума Верховного Суда РФ Виктор Викторович Момотов.
В своём выступлении он, в частности, отметил, что предлагаемые законодательные изменения направлены на создание в системе судов общей юрисдикции самостоятельных апелляционных и кассационных окружных судов, определяют их полномочия, порядок образования и деятельности. Необходимость создания таких судов обусловлена высокими стандартами независимости судей и объективности при отправлении правосудия, поскольку в настоящее время суды областного звена совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам.
Законопроектом предусматривается также внесение изменений в Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации».
«На современном этапе развития в России правового государства особое значение придается принципам независимости судей и объективности при отправлении правосудия. Эти принципы предполагают недопустимость совмещения полномочий нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же субъекта Российской Федерации, а тем более – в рамках одного и того же суда», — подчеркнул В.В. Момотов.
Согласно положениям законопроекта кассационным судам передаются процессуальные полномочия, которые в настоящее время реализуются президиумами областных и равных им судов, а также президиумами окружных и флотских военных судов. Апелляционным судам общей юрисдикции передаются, во-первых, реализуемые в настоящее время Верховным Судом РФ полномочия по рассмотрению апелляционных жалоб на решения, принятые по первой инстанции областными и равными им судами, а также окружными и флотскими военными судами, и, во-вторых, апелляционные полномочия судов областного звена по проверке принимаемых этими же судами промежуточных решений по уголовным делам. Состав судебных округов основан на принципе экстерриториальности судебной власти, согласно которому судебные округа не должны совпадать с административно-территориальным делением государства:
«Тем самым обеспечивается высокий уровень независимости судебных органов от лиц, которые на региональном уровне могут пытаться оказать влияние на отправление правосудия», — заключил докладчик.
Исходя из критериев обеспечения доступности правосудия, оптимальной судебной нагрузки с учетом количества судебных споров в каждом регионе, минимизации издержек федерального бюджета и наличия в распоряжении судебной системы готовой инфраструктуры, позволяющей максимально оперативно и с минимальными издержками для государства организовать работу судов, законопроектом предлагается создание девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции. Вопросы, связанные с отдаленностью судов от некоторых населенных пунктов, будут решены с помощью видеоконференцсвязи, успешно используемой в настоящее время российскими судами.
«Предлагаемый законопроект станет важным шагом на пути совершенствования российской судебной системы, позволит обеспечить принципиально новый уровень независимости суда и эффективности правосудия. Представленные законодательные изменения приведут к существенному повышению доверия общества к суду, сделают систему судов общей юрисдикции, построенную по принципу «один суд – одна инстанция», более прозрачной и понятной для граждан и организаций», — подвёл итог своего выступления В.В. Момотов.
Напомним, что 26 января 2018 года Верховный Суд РФ внес в Государственную Думу РФ указанный проект федерального конституционного закона, а 13 февраля 2018 года состоялось обсуждение документа в рамках заседания комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству.