Юристы и чиновники против картелей.

24 ноября в Москве прошел Евразийский форум по картелям. Для мероприятия был выбран нестандартный формат: юристы и чиновники приняли участие в деловой игре, имитировавшей расследование картельного сговора и вынесение решения суда.

Организаторы: информационно-просветительский проект LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке Федеральной антимонопольной службы России и Петербургского Международного Юридического Форума.

Партнеры: юридические фирмы АЛРУД, ART DE LEX, Baker McKenzie, Dentons, Антимонопольное бюро и адвокатское бюро Асташкевич и партнеры.

 

Андрей Тенишев

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России

 

«Я считаю, что картельный сговор – одно из наиболее опасных преступлений в экономике. И с помощью таких мероприятий, как Евразийский форум по картелям, мы хотим донести эту мысль до делового сообщества и правоохранительных органов. Предпринимателей надо строго наказывать за два преступления – уклонение от уплаты налогов и картельные сговоры.

Иногда компании договариваются между собой о том, что будут по очереди побеждать в государственных торгах по 44-ФЗ. В этом случае экономии бюджета не происходит, нет конкуренции. Это сговор на торгах. В чем его опасность не только для государства, но и для экономики? Например, госзаказ на оптовые поставки предусматривает аванс 30%, остаток перечисляется сразу после выполнения обязательств по договору. Компания-участница картельного сговора поставляет государству тысячу компьютеров по розничной цене и сразу получает деньги. Другая компания, добросовестная, продает тысячу компьютеров в течение года через торговые сети, тратится на рекламу, маркетинг, склады. Цена компьютера в обоих случаях примерно одинакова, но вторая компания поставлена в невыгодные условия и больше рискует.

В 2016 году ФАС России возбудила 416 дел по 11 статье Закона о защите конкуренции. За первое полугодие 2017 года возбуждено 231 дело по этой статье. Однако уголовных дел немного – по статье 178 УК РФ (Ограничение конкуренции) в 2017 году возбуждено 7 дел. По преступлениям, связанным с нарушением антимонопольного законодательства возбуждено 5 уголовных дел. Мы рассчитываем, что в ближайшие годы уголовных дел будет больше».

 

Василий Рудомино

Председатель Совета НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», Старший партнер юридической фирмы АЛРУД

 

«Подход к расследованию картелей очень изменился за последние годы. Федеральная антимонопольная служба сфокусирована на борьбе с картелями как с одним из самых опасных экономических преступлений. В последние годы ФАС обратила внимание на международные картели: от них российская экономика и потребители страдают не меньше, чем от российских картелей.

Сейчас важно накапливать практический опыт и делиться им. Евразийский форум по картелям поможет осознать те проблемы, которые есть сегодня в сфере борьбы с картелями. На мероприятии мы проанализировали развитие практики борьбы с картелями, обсудили ближайшие законодательные инициативы по этой теме.

В конечном итоге, это поможет повысить конкуренцию и сократить картельные сговоры в экономике России.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Те компании, которые по неосторожности оказались замешаны в картельном сговоре, должны нанять грамотных консультантов. Консультанты помогут правильно воспользоваться программой освобождения от ответственности, эффективно работающей при условии сотрудничества компании-нарушителя с регулятором. С помощью программы размер санкций может быть сниже как для компании, так и для замешанных в картеле сотрудников. В советское время картель был основной формой работы, но сейчас, спустя 26 лет, ссылаться на советский опыт несерьезно. Компании должны понимать, что ответственность за картель строга и неотвратима».

 

Мухамед Хамуков

Заместитель начальника Управления по борьбы с картелями ФАС России

 

«Признаки картельного сговора в госзаказе: первоначальная максимальная цена почти не снижается, между компаниями-поставщиками заметна очередность победы на торгах. Бывает и так, что на торгах постоянно побеждает одна и та же компания, а другие подрядчики участвуют, но ценовых предложений не подают.

На товарном рынке мы выделяем пять серьезных последствий сговора: ценовой сговор, раздел по территории, по клиентам, бойкот и сокращение производства. Отсюда вытекают признаки картеля. Если мы в течение долгого времени видим одинаковые цены у конкурентов, мы обратим на это внимание. Мы проверим ситуацию, если один продавец закрепился за компаниями-покупателями, а другим не продает, и сам покупатель к другим поставщикам не обращается.

У ФАС выработан алгоритм действий при подозрении на картель. Во-первых, анализ поступившей информации. Он не всегда подтверждает наличие сговора, иногда подозрение бывает ошибочным. Во-вторых, в компанию, подозреваемую в картеле, мы направляем запросы на получение информации. Кроме того, мы проводим так называемые «рейды на рассвете». Это внезапная проверка, когда мы приходим в офис компании без предупреждения и осматриваем территорию, проверяем электронные носители, компьютеры и записи, лежащие на столе у менеджеров по продажам. По результатам проверки мы делаем вывод об обоснованности нашего подозрения. Если есть веские основания подозревать картель, мы возбуждаем антимонопольное дело. После этого Комиссия ФАС решает, есть ли состав нарушения в действиях компании».

 

Антон Суббот

Партнер, Baker McKenzie

 

«В ближайшие годы я ожидаю усиления сотрудничества ФАС и правоохранительных органов в расследовании картелей. У ФАС отлажен механизм выявления и расследования картельных сговоров, теперь дело за привлечением к уголовной ответственности конкретных людей, организаторов сговора. Это новая практика в уголовном праве. В ближайшие годы правоохранительные органы наберут опыт в этой области, и мы увидим больше уголовных дел. Это не только российская тенденция, это мировая практика.

Я не думаю, что сближение ФАС и МВД несет риски для чистоплотных компаний. Вступить в картельный сговор случайно, без умысла невозможно. Когда руководители компаний-конкурентов договариваются поделить рынок, вряд ли они делают это несознательно. Я уверен, что если компания невиновна, у нее есть аргументы, чтобы доказать это на стадии административного и уголовного производства, а затем и в суде».

 

Анастасия Шкарина

Директор юридической службы (Россия, Украина, Беларусь) ООО «Юнилевер Русь»

 

«Для контроля соблюдения антимонопольного законодательства мы разрабатываем годовой план мероприятий для сотрудников: тренинги, презентации, частные встречи. Мы проводим внутренний аудит компании. Самое важное, что должен делать юридический департамент для профилактики нарушений антимонопольного законодательства: как можно чаще рассказывать сотрудникам о последствии этих нарушений. Мы рассказываем о требованиях антимонопольного законодательства, приводим реальные кейсы из практики разных компаний.

Ежегодный аудит представляет собой ряд запланированных мероприятий – встреч, тренингов, разъяснений – которые проходят в течение года. Мы оцениваем результаты проведенных мероприятий и потенциальные рисковые зоны, планируем дальнейшие действия. Это значит, что в течение года мы будем проводить точечные мероприятия в каждой из рисковых зон. Мы учим сотрудников, как правильно вести себя с представителями антимонопольных органов: позвать юриста и линейного менеджера, спокойно сотрудничать с чиновниками и отвечать на вопросы. Наши юристы и внешние консультанты часто без предупреждения приходят в офисы и проверяют реакцию сотрудников на неожиданные ситуации. Это эффективная и интересная практика».

IA Position (с) ИА № ФС 77-88717 . не агент Шерут едиот, ивр. שירות ידיעות
Главный редактор Иванов В.А. chief@smipoziciya.info, press.fian@gmail.com, +79119808112
права-продавца.рф СМИ-Позиция СПб.