Недоступна для следователей и ВККС // Судья беременна и в Майами
29 января Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС) рассматривала представления главы Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина о даче согласия на уголовное преследование судей.
Рассмотрение бытового конфликта с ножевым ранением заняло более часа – судья в отставке пытался доказать, что ударил соседа ножом в состоянии необходимой обороны. А судья Арбитражного суда Москвы Ирина Баранова, о которой неоднократно писали СМИ, еще до Нового года улетела в Америку.
Представление в отношении Ирины Барановой глава СКР внес по признакам преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 33, ч. 5 ст. 291 УК и ч.4 ст. 159 УК – подстрекательство, дача взятки и мошенничество в особо крупных размерах. С помощью судебного решения, считают следователи, предприниматели, осужденные за мошенничество и отмывание, смогли получить особняк в центре Москвы.
На заседании ВККС, впрочем, обсуждение материлов по существу сегодня не состоялось – исследовались только попытки, предпринятые для извещения Ирины Барановой о заседании.
Высокопоставленные представители СКР принесли справку ФСБ о том, что 21 декабря 2013 года Ирина Баранова, находящаяся в декретном отпуске, вылетела из Шереметьево рейсом в Майами. Следователи пытались передать извещение через мать Ирины Барановой, проживающую в Москве, и сына – студента МГИМО. Мать судьи, однако, от контактов ушла, дверь квартиры открывать не стала и отключила телефон, а сын судьи сообщил следователям, что он на каникулах в Московской области и “ему запрещено получать какие-либо документы для матери”.
Связаться с Ириной Барановой по телефону удалось кадровой службе Арбитражного суда Москвы. Начальник службы выдал справку о том, что разговор с судьей состоялся 17 января и что судья сослалась на нахождение “в другом городе” и плохое самочувствие. При этом в справке не был указан номер телефона, по которому кадровики звонили Ирине Барановой.
Следователи рассказали, что в последний раз общались с Ириной Барановой в мае 2013 года, когда брали у нее объяснения. Давать объяснения по существу судья отказалась, а с адвокатом общалась посредством записок. Судья старалась не произносить при следователях никаких слов, чтобы образцы голоса не попали на экспертизу. Экспертиза, впрочем, была проведена и завершена в сентябре – для экспертизы использовались записи судебных заседаний.
Рассмотрение представления в отношении судьи Барановой ВККС вынуждена была отложить, посокольку “нет данных о ее постоянном местонахождении”.
Отложить пришлось дела еще двух судей – они обжаловали решения региональных квалифколлегий, которые дали согласие на возбуждение уголовных дел. Квалифколлегия Волгоградской области согласилась на уголовное преследование судьи райсуда Сергея Абрамова по ч. 4 ст. 159 УК и ч. 1 ст. 305 УК. Сам Сергей Абрамов, однако, с 23 января оказался на больничном. Представитель квалифколлегии отметил, что 24 января было дано согласие на преследование Сергея Абрамова еще по одному эпизоду. ВККС отложила разбирательство на март.
На март отложено и рассмотрение жалобы мирового судьи из Ставропольского края Сергея Руденко – региональная квалифколлегия дала согласие на возбуждение уголовного дела по ст. 290 УК за получение взятки. Сергей Руденко объяснил свое отсутствие загруженностью на работе – он в данный момент оказался единственным мировым судьей в районе. В ВККС он направил список дел, назначенных к рассмотрению на ближайшие дни.
Отставной судья военного суда Алексей Марков, напротив, пришел на заседание ВККС со своим адвокатом. Алексея Маркова подозревают в причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК) – следователи считают, что в ходе драки, возникшей на бытовой почве, отставной судья ранил ножом своего соседа. Алексей Марков сразу заявил, что приехал “за защитой от беспредела следственных органов”, и стал подробно рассказывать обстоятельства дела. По версии экс-судьи, первым напал сосед, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, и удар ножом был нанесен в состоянии необходимой обороны. Алексей Марков подчеркивал, что материалы следствия имеют значительные расхождения даже с версией происшествия, изложенной соседом в блогах и в выступлениях перед СМИ. Связь инцидента с судейской работой Алексей Марков при этом отрицал.
Председатель ВККС Николай Тимошин, а следом и другие члены ВККС стали уточнять у экс-судьи, входит ли в компетенцию ВККС оценка событий и действий и возможно ли установить, была ли необходимая оборона, вне рамок уголовного дела. “Доследственная проверка была проведена односторонне”, – заявил адвокат бывшего судьи. “Вне рамок уголовного дела? Разве можно? Вы же юрист, адвокат!” – посыпались упреки со стороны членов ВККС.
Решающей, вероятно, стала реплика Николая Тимошина о том, что уголовное судопроизводство направлено в том числе на защиту личности от необоснованного преследования. ВККС, посовещавшись продолжительное время, дала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Алексея Маркова.
Не менее продолжительного совещания потребовала жалоба мирового судьи из Кемеровской области Евгении Шпирновой, подозреваемой в получении взятки. Областная квалифколлегия дала согласие на возбуждение уголовного дела по ч. 3 ст. 290 УК. Судья, приехавшая в ВККС, объясняла, что взятка была спровоцирована, а доказательства искусственно сформированы с помощью сотрудников ФСБ. Причиной, по мнению судьи, стало вынесение ею судебного приказа о взыскании крупной суммы с гражданина. В ходе заседания, впрочем, выяснились обстоятельства, удивившие членов ВККС: супруг Евгении Шпирновой работает судьей федерального суда. Областная квалифколлегия прекратила судейские полномочия супруга одновременно с согласием на уголовное преследование мирового судьи, однако недавно Дисциплинарное судебное присутствие восстановило полномочия федерального судьи.
Жалобу Евгении Шпирновой ВККС отклонила. Акцент также был сделан на том, что коллегия не вправе оценивать существо дела.