Любая реплика запишется на камеру и ляжет в особое государственное хранилище видеопротоколов. В конечном счете накопится бесценный материал и для юристов, и для историков. Как поясняют в ведомстве, сегодня закон допускает видеозапись процессов. Но она не является обязательной. Все остается на усмотрение судьи. Подготовленные минюстом поправки в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы и Кодекс административного судопроизводства меняют дело.
Например, в Уголовно-процессуальный кодекс предлагается внести следующую формулировку: «в протоколе судебного заседания делается отметка об обязательной видеозаписи судебного заседания. Если наряду с обязательной видеозаписью в ходе судебного заседания проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, об этом также делается отметка в протоколе судебного заседания. Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, а также обязательной видеозаписи судебного заседания прилагаются к материалам уголовного дела».
Так что судебный протокол мы сможем и прочитать, и посмотреть на видео, и услышать. А в некоторых случаях к нему приложат и фотоиллюстрации. Для хранения судебных видеофайлов предполагается создать федеральные хранилища.
Цена вопроса уже известна. Как поясняют в минюсте, на создание федерального хранилища долгосрочного хранения видеозаписей с расчетным объемом ежегодного хранения записей 17,5 Тбайт и для хранения в течение 10 лет объемом не менее 175 Тбайт потребуется примерно 200 миллионов рублей единовременно. Еще около 10 миллионов рублей надо будет ежегодно выделять на техническое обслуживание.
Проблема еще и в том, что видеоаппаратура есть далеко не везде. Часто судьи не включают камеры не из личной вредности, просто камер нет физически. Поэтому планируется, что обязательная видеозапись в федеральных судах может быть введена с 1 января 2018 года, а в мировых судах с 1 января 2019 года. А Судебный департамент при Верховном суде России за оставшееся время должен провести видео в каждый зал заседаний.
Работы будет много. Сегодня видеоаппаратура установлена примерно в одном зале из семи в судах общей юрисдикции. Вот точные цифры: по данным Судебного департамента, в судах общей юрисдикции, включая военные суды, имеется 12 809 залов судебных заседаний, из них оснащено системами видеозаписи судебных заседаний 1780 залов. В арбитражных судах имеется 1087 залов судебных заседаний, из них оснащено 255 залов.
По предварительным оценкам, на оснащение всех судебных залов соответствующей аппаратурой потребуется около 2 миллиардов рублей. Кроме того, около 600 миллионов потребуется выделять ежегодно для технической поддержки средств видеозаписи. Но эти деньги скорее всего выделят региональные бюджеты. Дело дорогое, но эксперты уверены, что оно того стоит.
«Реализация будущего закона позволит повысить гарантии постановления судом законного, обоснованного и справедливого решения и обеспечить судебную защиту прав и законных интересов участников гражданского и арбитражного судопроизводства», говорится в пояснительной записке.
Конечно, обычным гражданам, наверное, было бы интересно посмотреть видеозапись какого-нибудь процесса, особенно по громкому делу. Но не факт, что видеопротоколы появятся в Сети. Здесь есть некоторые ограничения. Даже в открытых процессах нельзя выкладывать в Сеть абсолютно все, что прозвучало в зале суда. Персональные данные, скажем, свидетелей лучше все-таки не раскрывать. Поэтому вопрос, надо ли выкладывать на общее обозрение видеопротоколы, и если надо, то какие и на каких условиях, еще предстоит решить. Если же сочтут, что в каком-то виде открыть видеопротоколы можно, то потребуются и соответствующие поправки в законе.
Зато прямые трансляции в порядке эксперимента идут уже сейчас. Их отличие от записи в том, что, после того как процесс закончен, от них в Сети не остается ни следа. Прямой эфир рассеивается. Закон разрешает подобные трансляции, если дело не относится к числу секретных или нет специальных ограничений (например, если подсудимые или жертвы несовершеннолетние или речь идет о сексуальном насилии).
Однако судья вправе в определенный момент отключить прямой эфир по каким-то причинам. Эксперимент по прямым трансляциям сейчас проходит в Белгородском областном суде. В час суда трансляция включается, а потом выключается. По словам экспертов, в перспективе онлайн-трансляция процессов в судах общей юрисдикции станет обычной практикой. Причем транслировать смогут до 100 заседаний одновременно. Таковы планы.
А у Верховного суда страны уже появился свой канал на YouTube. Там выкладываются записи заседаний пленумов Верховного суда России. В перспективе планируется, что заседания пленумов Верховного суда страны будут транслироваться в Интернете в прямом эфире.
Be the first to comment on "Судей обяжут вести видеозапись процесса"