Наиболее часто используемые опытными PR-агентствами по судебному PR способы перехвата и создания повестки:
1. «Безымянный контекст» – публикация материалов о проблемах, связанных с клиентом без упоминания самого клиента.
2. «Закладка» – публикация материалов, касающихся некой будущей сенсации. Когда сенсация будет опубликована, все ранние материалы сдетонируют и усилят тему. Ни один адвокат так работать уже не сможет просто в силу отсутствия времени на просчитывание таких вариантов, да и вообще адвокаты мыслят иначе.
3. «Информационный повод» – привязка события к проблеме, касающейся клиента. Вроде сообщается новость, но между строк проходит нужная информация.
4. «Кластеризация» – деление информации о деле клиента на куски и привязывание каждого куска к интересам какой-либо социальной группы, которой адресовано сообщение.
5. «Анимация» – инсценировка и описание события, в котором проявляются положительный характер и моральные принципы клиента.
6. «Интерпретация соцопроса» – толкование данных соцопросов экспертами с пояснениями, почему эти данные именно таковы.
7. «Интерпретация фокус-группы» – толкование данных опроса фокус-группы с объяснением причин результатов.
8. «Экспертные оценки» – собирание комментариев экспертов по теме, важной для клиента.
9. «Нужный человек из толпы» – реакция специально подобранных людей на связанную с делом клиента проблему.
10. «Общее мнение» – выдача частных мнений за известные всем факты.
11. «Высокая похвала» – так как сам журналист не должен хвалить клиента, его хвалят разные лидеры общественого мнения и популярные лица.
12. «Фальшивая утечка» – публикация информации под видом инсайда от анонимного источника.
Кроме разных способов генерирования потока информации на опережение и перехват, PR-сопровождению cудов приходится бороться с информацией, создаваемой оппонентом клиента. В этом случае требуется «задушить тему», продвигаемую конкурентами. Не всегда можно проигнорировать то, что пишут конкуренты. Порой тему надо топить в массе других новостей, рассеивать концентрацию внимания другими сенсациями, заглушать информационным мусором. Если информация конкурентов о клиенте резонансная, её публикуют в кратком изложении с неброским заголовком, и рядом помещают яркую сенсацию.
13. «Глушилка» – тему оформляют материалами, схожими по тону, но направленными на другой объект. Никаких опровержений и противоположных сведений не давать, ибо это раздувание темы, а не её глушение.
14. Утяжеление» – изложение информационного повода в скучном обширном материале, который не станут читать целиком.
15. «Изолирование» – выхватывание самого скучного куска информации из поданной конкурентами темы и раздувание именно его. Отвращение к теме в целом гарантировано.
16. «Сюжетность» – освещение поступков клиента как театрального сюжета с героями и злодеями.
17. «Ускользание» – выход из неловкого положения через сведение к абсурду и гипертрофирование обвинений.
18. «Генезис» – сначала излагают тему, потом её историю.
19. «Сравнение достоинств». Достоинство противника излагают так, чтобы потом показать, что достоинства клиента ещё больше.
20. «Усиление потока» – постепенное наращивание критики оппонента. Начало должно выглядеть как нейтральное и объективное. Нельзя критиковать сразу – это признак «жёлтой» прессы. Постепенное приучение читателя к наращиванию критики – главное условие такой тактики.
21. «Убийственная похвала» – похвалить оппонента клиента, но констатировать, что общество против того, что он делает.
22. «Игра на контрасте» – берутся комментаторы из противостоящих друг другу групп и одинаково отрицательно высказываются на тему, поданную оппонентом. Смысл – если уж такие антиподы говорят одно и то же, то так оно и есть.
23. «Враг общества» – тема оппонента критикуется не автором статьи, а респондентом из народа.
24. «Свита короля» – перенос акцента на заметные фигуры из окружения оппонента, чтобы на их фоне он выглядел проигрышно.
Профессиональные PR-специалисты и журналисты владеют огромным количеством способов навязывания своей информационной повестки и глушения повестки оппонента. Все помнят, что когда у Трампа обострялись проблемы с Конгрессом, то в Сирии или в Венесуэле обострялась ситуация. Когда у Порошенко слишком плохо шли дела, на Донбассе разгоралась война. Главная суть перехвата повестки – отвлечь внимание от темы, вытеснив её другими темами. И наоборот, для удержания фокуса внимания на теме нужно её постоянно подпитывать новыми фактами.
Перехват повестки в судебном PR – это стратегия, требующая оперативно-тактического мастерства от исполнителей. Попытки отказаться от услуг профессионала в случае необходимости пиар-сопровождения cудебного процесса похожи на попытки самолечения при острой форме заболевания. Результат будет разочаровывающим. Сложные проблемы должны решать те, кто к таким решениям подготовлен. Другие варианты просто нерациональны.
(c) Вадим Горжанкинг